Pink Floyd (рок-группа)

pink floyd art rockPink Floyd — британская рок-группа. Знаменита своими философскими текстами, акустическими экспериментами, инновациями в оформлении альбомов и грандиозными шоу. Является одной из наиболее влиятельных и успешных групп в рок-музыке — 74,5 млн проданных альбомов в США (седьмое место), в мире же было продано около 300 млн (не считая сольных работ).

Группа была основана в 1965 году однокурсниками по архитектурному факультету лондонского политехнического института (Regent Str. Polytechnic) Ричардом Райтом (клавишные, вокал), Роджером Уотерсом (бас-гитара, вокал), Ником Мэйсоном (ударные), и их кембриджским другом Сидом Барреттом (вокал, гитара). В 1968 году к четверке присоединился Дэвид Гилмор, который заменил Барретта после того как последнему пришлось покинуть группу. После ухода Барретта доминирующими фигурами в группе вначале стали бас-гитарист Роджер Уотерс и клавишник Ричард Райт, но со временем Райт уступил позиции гитаристу Дэвиду Гилмору. Уотерс с каждым новым альбомом закреплял лидерство, постепенно придя к единоначалию. После ухода Барретта и вплоть до 1983 года Уотерс был автором подавляющего большинства текстов песен группы (начиная с 1973 года в течение десяти лет тексты писал только он один) и главным автором самого концептуального альбома группы The Wall. Последний альбом группы (The Division Bell), последний тур и негласный распад состоялись в 1994 году. Каждый из участников группы сделал в той или иной степени успешную карьеру, в основном опираясь на опыт альма-матер. Последнее выступление классического состава произошло в июле 2005 года на концерте Live 8.

Основная информация
Жанры Прогрессивный рок
Психоделический рок
Арт-рок
Годы 1965 — 1995, 2005 (реюнион)
Страна Великобритания
Город Лондон
Лейбл EMI
Бывшие участники Сид Баррет
Дэвид Гилмор
Роджер Уотерс
Ричард Райт
Ник Мэйсон
Другие проекты Stars

Название

Название Pink Floyd возникло после ряда переименований групп Sigma 6, T-Set, Meggadeaths, The Screaming Abdabs, The Architectural Abdabs и The Abdabs. Вначале группа именовалась The Pink Floyd Sound, и только затем просто The Pink Floyd в честь двух блюзовых музыкантов из Северной и Южной Каролины — Пинка Андерсона (англ.) (англ. Pink Anderson) и Флойда Кансила (англ.) (англ. Floyd Council). Определённый артикль «The» был отброшен из названия только после 1970 г. (см., напр., обложку пластинки с музыкой к «Забриски-пойнт»).

История

Формирование (1963—1964)

Ник Мэйсон и Роджер Уотерс познакомились в университете Вестминстера в Лондоне, где оба учились на факультете архитектуры. Они начали играть вместе в группе, сформированной Китом Ноблом и Кливом Меткалфом. Позже к ним присоединился Ричард Райт, и секстет был назван Sigma 6. Девушка Райта — Джульетта Гейл — была частой гостьей на репетициях группы. Роджер Уотерс, прежде чем перейти на бас-гитару, играл на ритм-гитаре. Sigma 6 играла песни группы The Searchers и материал, написанный студентом Кеном Чэпменом, который стал менеджером группы и автором песен. В сентябре 1963 года Мэйсон и Уотерс переехали на более дешевую квартиру на Стэнхоп Гарденс, владельцем которой был преподаватель университета — Майк Леонард. Леонард помогал молодой группе в репетициях. Sigma 6 использовала эту квартиру для своих репетиций. Позже Мэйсон выехал из квартиры, а его комнату занял новый гитарист Боб Клоуз. На протяжении выступлений название группы неоднократно менялось. Вскоре Меткалф и Нобэл покинули состав группы. Осенью 1963 года семнадцатилетний Сид Барретт прибыл в Лондон для учёбы. Уотерс и Барретт были приятелями с детства (Уотерс часто навещал Барретта в доме его матери). Барретт присоединился к составу Tea Set в 1964-м году и поселился у Уотерса и Клоуза.

Период с Сидом Барреттом (1964—1968)

Как The Pink Floyd Sound

После ухода Ноубела и Меткалфа Tea Set лишился вокалистов. Испытывая сильный недостаток в вокале, Клоуз познакомил группу с Крисом Деннисом. Под предводительством Денниса Tea Set сменило название на The Pink Floyd Sound, в честь двух блюзовых музыкантов, записи которых Барретт держал в собственной коллекции — Пинка Андерсона и Флойда Каунсила. Баррет переименовал группу, поскольку на одном из выступлений он выяснил, что на нём присутствовала группа, которая тоже носила название Tea Set. Сам Деннис позже уехал в Бахрейн, назначив Сида Барретта фронтменом группы.

Первый визит на студию звукозаписи произошёл в декабре 1964 года. Члены группы попали в студию благодаря связям Райта. Его друг работал в студии на Вэст Нампстиде и использовал перерыв для записи нескольких сетов The Pink Floyd Sound. Во время их сессий были записаны четыре песни, которые стали первыми демозаписями группы, и включали в себя кавер на классическую ритм-н-блюзовую композицию «I’m A King Bee» и три песни сочиненных Сидом Барреттом: «Butterfly», «Lucy Leave» и «Double O Bo».

Затем The Pink Floyd Sound стали постоянными гостями в лондонском Каунтдаун Клаб, где отыгрывали по 90 минут с позднего вечера до раннего утра. Также группа была приглашена на телепередачу «Ready Steady Go!», которая искала молодые таланты. Боб Клоуз покинул группу в 1965-м году, а лид-гитаристом и вокалистом группы стал Сид Барретт.

The Pink Floyd Sound продолжали играть в клубах преимущественно ритм-н-блюзовые композиции. На одном из таких выступлений в марте 1966 года их заметил Питер Дженнер. Дженнер, лектор в лондонской школе экономики и политических наук, был восхищён акустическими эффектами, созданными Барреттом и Райтом во время их выступления, и совместно со своим другом Эндрю Кингом стал менеджером группы. Именно в это время группа стала экспериментировать в музыке и со своими выступлениями. Под предводительством Дженнера группа начала выступать на лондонских подпольных концертах в таких клубах как UFO, а продюсеры группы организовали менеджерскую компанию для рок-групп под названием Blackhill Enterprises. Отношения The Pink Floyd Sound с Blackhill Enterprises укрепилось, превратившись в шестигранное предприятие. К октябрю 1966 года записи группы пополнились ещё несколькими сетами собственных песен.

Первые записи

Первая профессиональная запись была сделана на фирме Polydor в январе 1967 года, это были композиции «Arnold Layne» и «Interstellar Overdrive». Однако почти сразу группа подписала контракт с EMI, и первые синглы вышли уже на EMI. 11 марта 1967 вышел сингл «Arnold Layne/Candy And A Currant Bun», достигший 20-го места в чартах. Однако воспроизведение на радио песни «Arnold Layne» было вскоре запрещено из-за текста: он содержал рассказ о трансвестите по имени Арнольд Лейн, который ночью при свете луны похищал с верёвок женское белье, а потом перед зеркалом наряжался в похищенное. Композиция «Candy And A Currant Bun» первоначально называлась «Let’s Roll Another One» («Давай скрутим ещё по одной»), но текст с явными намёками на употребление наркотиков пришлось срочно изменить.

16 июня вышел второй сингл «See Emily Play / The Scarecrow».

Впоследствии ранние синглы группы, сочиненные Барреттом, были изданы на альбомах The Best of the Pink Floyd (1970), Relics (1971), Masters of Rock (1974).

The Piper at the Gates of Dawn

Моррисон и продюсер EMI Норман Смит обсудили первый контракт Pink Floyd, и, как часть сделки, группа согласилась записать свой первый альбом на EMI Studios в Лондоне. Мэйсон напомнил, что сессии были бесперебойными. Смит не согласился, заявив, что Барретт был безразличен к его предложениям и конструктивной критике. EMI-Columbia выпустила The Piper at the Gates of Dawn в августе 1967 года. Альбом достиг 6 строчки, продержавшись 14 недель в чартах Великобритании. Pink Floyd продолжали привлекать многочисленные толпы в клубе UFO; однако, нервный срыв Барретта к тому времени вызывал серьезное беспокойство.

Вынужденный отменить появление Pink Floyd на престижном Национальном Фестивале Джаза и Блюза, а также и нескольких других концертов, Кинг сообщил музыкальной прессе, что Барретт страдал от нервного истощения. Уотерс назначил встречу с психиатром Р. Д. Лэйнгом, и хотя Уотерс лично вез Барретта на встречу, Барретт отказался выходить из автомобиля.

A Saucerful of Secrets

В 1968 году Pink Floyd вернулись в Abbey Road Studios, чтобы записать их второй альбом, A Saucerful of Secrets. Альбом включал заключительный вклад Барретта в их дискографию, «Jugband Blues». Уотерс начал развиватся как автор песен, внося «Set the Controls for the Heart of the Sun», «Let There Be More Light» и «Corporal Clegg». Райт сочинил «See-Saw» и «Remember a Day». Смит поощрил их самопродюсирование своей музыки, и они записали демо-версии нового материала в своих домах. С инструкцией Смита на Abbey Road, они узнали, как использовать студию звукозаписи, чтобы реализовать своё художественное видение. Тем не менее, Смит не был убеждён в их музыке, и когда Мейсон изо всех сил пытался исполнить свою партию ударных на «Remember a Day», Смит выступил в качестве его замены. Райт вспомнил отношение Смита о сессиях: «Норман разочаровался во втором альбоме…, он всегда говорил такие вещи как „Вы не можете сделать двадцать минут этого нелепого шума“». Ни Уотерс, ни Мэйсон не могли прочитать музыку, чтобы иллюстрировать структуру заглавной песни альбома, они изобрели свою собственную систему нотации. Гилмор позже описал их метод как «архитектурную диаграмму».

Выпущенный в июне 1968 года, альбом включал психоделическую обложку, разработанную Стормом Торгерсоном и Обри Пауэллом из Hipgnosis. Первые из нескольких обложек альбомов Pink Floyd, разработанных Hipgnosis, представлялись во второй раз, за что EMI разрешила одной из их групп сокращать проектировщиков на жакет альбома. Релиз достиг 9 позиции, проводя 11 недель в британском чарте. Record Mirror дал альбому полный благоприятный обзор, но убедил слушателей «забыть его в качестве фоновой музыки на вечеринке». Джон Пил описал концертное выступление заглавной песни как «религиозный опыт», в то время как NME описал песню как «длинную и скучную… [с] малой гарантией её монотонного направления». На следующий день после британского выпуска альбома Pink Floyd выступили на самом первом бесплатном концерте в Гайд-парке. В июле 1968 года они вернулись в США для второго визита. В сопровождении Soft Machine и The Who, он ознаменовал первый значительный тур Pink Floyd.

Без Барретта (1969—1972)

More, Ummagumma

После написания в 1969 году группой саундтрека к фильму More («Ещё») режиссёра Барбета Шрёдера, в том же, 1969, году вышел альбом Ummagumma, частично записанный в Бирмингеме, частично в Манчестере. Это был двойной альбом, первый диск которого был первой (и на почти двадцать лет единственной официальной) записью живого выступления группы, а второй был поровну поделён на четыре части, по числу участников группы. Альбом стал высшим достижением группы на тот момент. Он занял пятую позицию в британском чарте и попал в хит-лист в США на семидесятое место.

Roger waters leeds 1970

Роджер Уотерс, 1970 год

Atom Heart Mother

В 1970 году появился альбом Atom Heart Mother («Мать с атомным сердцем») и занял первую строчку в чарте Великобритании. Группа росла в музыкальном плане, и теперь для реализации идей понадобился хор и симфонический оркестр. Усложнённая аранжировка потребовала привлечения специалиста со стороны, которым стал Рон Гисин (Ron Geesin). Он написал вступление к заглавной композиции, а также оркестровку альбома.

Meddle

Год спустя, в 1971 году, вышел Meddle («Вмешательство») — схожий с предыдущим по структуре (но никак не по музыке): одну сторону пластинки занимают короткие песни и одна инструментальная пьеса, вторую — развёрнутая многочастная сюита, 23-минутная «эпическая звуковая поэма» (как её назвал Уотерс) под названием «Echoes» («Эхо»), где группа впервые использовала 16-дорожечные магнитофоны взамен четырёхканальной и восьмиканальной аппаратуры, которая применялась на Atom Heart Mother, а также синтезатор VCS3. Альбом также включал «One of These Days» — концертную классику «Пинк Флойд», где барабанщик Ник Мэйсон сильно искажённым через вокодер голосом обещал «порезать вас на мелкие кусочки» («One of these days, I’m going to cut you into little pieces»), лёгкие и беззаботные «Fearless» и «San Tropez» и озорная «Seamus» (Шеймус — кличка собаки), где на «подпевки» была «приглашена» русская борзая. Meddle занял третье место в британском хит-параде.

Obscured by Clouds

Менее известный альбом группы был выпущен в 1972 году под названием Obscured by Clouds («Скрытая облаками»), как саундтрек к фильму Барбета Шрёдера «La Vallee» («Долина»). Альбом является одним из самых любимых у Ника Мэйсона. Всего лишь 46-е место в «Топ 50» США и шестое место у себя дома. Этот альбом вплоть до A Momentary Lapse of Reason останется последним альбомом группы с текстовым вкладом Гилмора.

Пик успеха (1973—1982)

The Dark Side of the Moon

The_Dark_Side_of_the_Moon

Знаменитая обложка The Dark Side of the Moon была разработана Hipgnosis и Джорджем Харди.

Pink Floyd записали The Dark Side of the Moon между маем 1972 и январем 1973 года со штатным инженером EMI Аланом Парсонсом в Абби-Роуд. Название является аллюзией на невменяемость, а не астрономию. Hipgnosis разработали упаковку альбома, в которую вошла знаковая призма Джорджа Харди, преломляющая дизайн обложки. Обложка альбома Торгерсона включает луч белого света, представляя единство, проходя через призму, которая представляет общество. Получающийся преломляемый луч цветного света символизирует дифрагированное единство, оставляя отсутствие единства.

Выпущенный в марте 1973 года, альбом стал мгновенным успехом в чартах в Великобритании и во всей Западной Европе, зарабатывая восторженный отклик от критиков. Рой Холлингуорт из Melody Maker описал первую сторону как «крайне перепутаную… [и] трудно следовать», но похвалил вторую сторону, написав: «Песни, звуки… [и] ритмы были твердые… саксофон поразил воздух, группа качалась и катилась». Лойд Гроссман из Rolling Stone описал его как «прекрасный альбом со структурным и концептуальным богатством, который не только приглашает, но и требует участия». The Dark Side of the Moon является одним из наиболее коммерчески успешных рок-альбомов всех времен, № 1 в США, он оставался в чарте Billboard больше четырнадцати лет, было продано больше чем 40 миллионов копий во всем мире. В Великобритании альбом достиг 2 строчки, проведя 364 недели в британском чарте.

Успех альбома принес огромное богатство участникам Pink Floyd. Уотерс и Райт купили большие загородные дома, в то время как Мейсон стал коллекционером дорогих автомобилей. Разочаровавшись в их американской звукозаписывающей компании, Capitol Records, Pink Floyd и О’Рурк договорились о новом контракте с Columbia Records, кто дал им аванс, о котором сообщают, в размере 1,000,000$ (приблизительно 5,000,000$ сегодня). В Европе они продолжали представляться Harvest Records.

Wish You Were Here

Wish You Were Here («Жаль, что тебя здесь нет») был выпущен в 1975 году и заглавной темой в нём стало отчуждение. Вдобавок к заглавной песне, ставшей классикой Pink Floyd, альбом включает горячо принятый критикой 20-минутный трек «Shine On You Crazy Diamond» («Сияй, безумный бриллиант»), как и заглавная песня, посвящённый Сиду Баррету и его психическому распаду. Сам Барретт, располневший и стриженный наголо, неожиданно появился в лондонской студии Эбби Роуд (Abbey Road), где группа записывала альбом, посвященный ему, произведя сильнейшее впечатление на участников Pink Floyd. Кроме того, в альбом вошли «Welcome to the Machine» («Добро пожаловать в систему») и «Have a Cigar» («Сигару?»), посвящённые бездушным нравам дельцов шоу-бизнеса. Альбом стал первым в Великобритании и в Америке. В 1995 году Гилмор и Райт назвали этот альбом своим любимым альбомом Пинк Флойд.

Animals

Battersea Power Station in London

Электростанция Баттерси включена в обложку Animals

В 1975 году Pink Floyd купили трехэтажную группу церковных залов по адресу Бритэнния-Роу 35 в Ислингтоне и начали преобразовывать здание в студию звукозаписи и место для хранения. В 1976 году они записали свой десятый альбом Animals в их недавно законченной студии с 24 треками. Концепция Animals возникла у Уотерсом по мотивам политической басни Джорджа Оруэлла, «Скотный двор». Лирика альбома описала различные классы общества как собаки, свиньи и овцы. Hipgnosis получили разрешение для упаковки Animals, однако, Уотерс разработал окончательную концепцию, выбирая образ стареющей электростанции Баттерси, над которой они наложили образ свиньи.

Выпущенный в январе 1977 года, альбом достиг 2 строчки в британском и 3 в американском чартах. NME описал альбом как «одну из самой чрезвычайной, неустанной, мучительной и совершенно направленной против предрассудков скряги музыки», и Карл Даллас из Melody Maker назвал его «неуютным вкусом реальности в среде, которая привычно убаюкивала нас все предыдущие годы».

Они исполнили большую часть материала альбома во время их тура In the Flesh, первый опыт Pink Floyd играть на больших стадионах, размер которых вызвал беспокойство в группе. Уотерс начал прибывать на каждое место встречи в одиночку, сразу уходя после концерта. В одном случае, Райт вернулся в Англию, угрожая покинуть группу. В Олимпийском стадионе в Монреале, группа шумных и восторженных поклонников в первом ряду аудитории раздражала Уотерса настолько, что он плюнул в одного из них.

The Wall

Рок-опера The Wall («Стена») была создана при ярко выраженном доминировании Уотерса, однако и при значительном влиянии Дэвида Гилмора, а также известного продюсера из Канады Боба Эзрина. Эта работа вновь получила восторженный приём у фанатов, хотя здесь наметился отчётливый уход от привычной стилистики группы (около половины материала стало предпосылкой к сольному стилю Уотерса). Сингл из этого альбома — «Another Brick in the Wall, Part II» («Ещё один кирпич в стене, часть 2»), затрагивающий проблемы педагогики и образования, — попал на первое место в рождественском чарте синглов в Великобритании и впоследствии стал материалом ремиксов в стилистике диско и техно. Вдобавок к третьему месту в Великобритании, The Wall 15 недель в течение 1980 года находился в американском хит-параде. Альбом стал очень дорогим в процессе написания и принёс очень много расходов из-за проведения масштабных шоу. Но продажи пластинок вывели группу из финансового кризиса. В период работы над альбомом Уотерс расширил своё влияние и укрепил свою руководящую роль в деятельности группы, порождая в ней постоянные конфликты. Например, пытался склонить членов группы уволить Ричарда Райта, который практически не принимал участия в работе над альбомом. Райт в конце концов принял участие в концертах, за фиксированное вознаграждение. По иронии судьбы, Ричард стал единственным, кто сумел заработать какие-то деньги на этих концертах, так как остальные члены группы были вынуждены покрывать непомерные расходы на шоу «The Wall». Уотерс выдворил Боба Эзрина из лагеря шоу «Пинк Флойд» после того, как Эзрин неосторожно поговорил с другом-журналистом о сюрпризах шоу. «Стена» оставалась в списке альбомов-бестселлеров на протяжении 14 лет.

В 1982 году на экраны вышел полнометражный фильм на основе альбома — «Pink Floyd The Wall». В главной роли рок-звезды «Пинка» снялся основатель группы Boomtown Rats и будущий организатор фестивалей Live Aid и Live 8 — Боб Гелдоф (Bob Geldof). Сценарий фильма был написан Уотерсом, режиссёром стал Алан Паркер, а анимация была создана известным мультипликатором Джеральдом Скарфом (Gerald Scarfe). Фильм можно назвать провокационным, так как одной из основных идей был протест против устоявшихся идеалов и английской страсти к порядку. Также фильм являлся определённым манифестом в защиту рокеров. В фильме «Стена» прямо не показывается ни одна из проблем. Весь фильм соткан из аллегорий и символов, например, безликие подростки, которые один за другим падают в мясорубку и превращаются в однородную массу. Известный американский кинокритик Роджер Эберт признал этот фильм величайшим. Клипы из этой ленты были цензурированы во время трансляций по американскому MTV.

Создание фильма сопровождалось дальнейшим ухудшением отношений между двумя наиболее сильными личностями группы: Уотерсом и Гилмором.

Последние альбомы и распад группы (1983—1994)

The Final Cut

В 1982 году Уотерс предложил новый музыкальный проект для группы, с рабочим названием Spare Bricks, первоначально задуманным как альбом-саундтрек для Pink Floyd The Wall; однако с началом Фолклендской войны Уотерс изменил артистическое направление и начал писать новый материал. Уотерс видел ответ Маргарет Тэтчер на вторжение в Фолклендские острова как ура-патриотический и ненужный, и он посвятил новый альбом своему покойному отцу. Сразу были споры между Уотерсом и Гилмором, которые считали, что альбом должен включать все новый материал, а не переработки ряд песен переданы на стены. Уотерс чувствовал, что Гилмор уменьшил вклад лирического репертуара группы.

Несмотря на минимальные музыкальные вклады Мейсона, он остался занят записью звуковых эффектов для экспериментальной системы Holophonic, которая будет использоваться на альбоме. С брачными собственными проблемами он остался отдаленной фигурой. Pink Floyd не использовали Торгерсона для дизайна обложки, Уотерс решил оформить обложку самостоятельно. Выпущенный в марте 1983 года, The Final Cut занял 1 строчку в Великобритании и 6 в США. Уотерс написал все тексты, а также всю музыку на альбоме. Журнал Rolling Stone дал альбому пять звезд с Куртом Лодером, называющим его «превосходным успехом… венчающий шедевр арт-рока». Лодер рассмотрел The Final Cut как «по существу сольный альбом Роджера Уотерса».

A Momentary Lapse of Reason

Студия звукозаписи Astoria.

Студия звукозаписи Astoria.

В 1987 году Гилмор начал набирать музыкантов для того, что станет первым альбомом Pink Floyd без Уотерса, A Momentary Lapse of Reason. Были юридические препятствия для повторного допуска Райта в группу; однако после встречи в Хэмпстеде Pink Floyd пригласили Райта участвовать в предстоящих сессиях. Гилмор позже заявил, что присутствие Райта «сделает нас сильнее юридически и музыкально»; Pink Floyd наняли его в качестве платного музыканта с еженедельной прибылью в размере $11 000. Рекордсессии альбома началась в плавучем доме Гилмора, Astoria, пришвартованного вдоль реки Темзы. Гилмор работал с несколькими композиторами, в том числе Эриком Стюартом и Роджером Макгоу, в конечном итоге выбрав Энтони Мура для написания текстов песен альбома. Гилмор позже признал, что проект был трудным без творческого направления Уотерса. Мейсон, обеспокоенный тем, что он слишком отвык для исполнения на альбоме, использовал сессионных музыкантов для завершения многих партий ударных. Вместо этого он занялся звуковыми эффектами альбома.

Альбом был выпущен в сентябре 1987 года. Сторм Торгерсон, чей творческий вклад отсутствовал на The Wall и The Final Cut, оформил обложку альбома. Чтобы убедительно доказать точку зрения, что Уотерс оставил группу, они включили фотографию группы на внутренней обложке, впервые с Meddle. Уотерс прокомментировал: «Я думаю, что это поверхностная, но довольно умная подделка… Песни убоги в общем… [и] лирика Гилмора третьесортная». Хотя Гилмор первоначально рассмотрел альбом как возвращение к хорошей форме группы, Райт не согласился, заявив: «Критические замечания Роджера справедливы. Это вообще не альбом группы». Журнал Q описал альбом как по существу сольный труд Гилмора.

Соответствующий тур был грубым началом, потому что Уотерс пытался подорвать его путем связи промоутеров в США и угрожая подать в суд на них, если они использовали название Pink Floyd. Гилмор и Мейсон финансируют затраты начала тура с Мейсоном, использующим свой Ferrari 250 GTO в качестве залога. Стороны достигли юридического соглашения 23 декабря, Мейсон и Гилмор сохраняют за собой право на использование названия Pink Floyd на неограниченный срок и Уотерс получил эксклюзивные права на, среди прочего, The Wall.

‘The Division Bell’

Поздняя деятельность группы

С 1994 года и альбома The Division Bell «Пинк Флойд» не выпускали студийных материалов. Единственными результатами работы группы стали:

  • Концертный альбом 1995 года P*U*L*S*E («Пульс»);
  • Живая запись «Стены», скомпилированная из концертов 1980 и 1981 годов Is There Anybody out There? The Wall Live 1980—81 («Есть ли кто там снаружи? Стена вживую, 1980—81») в 2000 году;
  • Двухдисковый набор, содержащий наиболее значимые хиты группы Echoes: The Best of Pink Floyd («Отголоски», «Эхо») в 2001 году;
  • Посвящённое 30-летнему юбилею альбома переиздание Dark Side of the Moon в 2003 году (пересведенное Джеймсом Гатри в SACD);
  • Переиздание The Final Cut 2004 года с добавленным синглом «When the Tigers Broke Free» («Когда тигры вырвались на свободу»);
  • Переиздание дебютного альбома группы в моно и стерео варианте, с добавленными песнями, некоторые из которых нигде раньше не издавались;
  • Юбилейный бокс-сет Oh, By the Way («О, кстати»), включающий в себя репродукции всех студийных альбомов группы в виде мини-винилов.

Альбом Echoes вызвал множество споров из-за того, что песни перетекают друг в друга в другом порядке, чем на оригинальных альбомах, из некоторых вырваны значительные части, а также из-за самой последовательности песен, которая, по мнению любителей, не соответствует логике.

Дэвид Гилмор в ноябре 2002 года выпустил DVD своего сольного концерта «David Gilmour in Concert» («Дэвид Гилмор на концерте»). Он был составлен из записей шоу с 22 июня 2001 года по 17 января 2002 года в Королевском фестиваль-холле (англ. Royal Festival Hall) в Лондоне. Ричард Райт и Боб Гелдоф были приглашены на сцену как гости.

Из-за того, что члены группы занимаются по большей части собственными проектами — например, Мэйсон написал книгу «Inside Out: A Personal History of Pink Floyd» («Наизнанку: Личная история „Пинк Флойд“»), из-за смерти Стива О’Рурка 30 октября 2003 года — менеджера группы на протяжении многих лет, из-за сольного проекта Дэвида Гилмора (альбома On an Island и одноимённого концертного тура) и смерти Ричарда Райта 15 сентября 2008 года — будущее группы неясно.

Выступление на Live 8 (2005)

pink floyd live london

Выступление Pink Floyd на Live 8 2 июля 2005 года

2 июля 2005 года, на один вечер отбросив прошлые разногласия, «Пинк Флойд» в последний раз выступили в своём классическом составе (Уотерс, Гилмор, Мэйсон, Райт) на всемирном шоу Live 8, посвящённом борьбе с нищетой.
Это выступление на время увеличило в 13 с лишним раз продажи альбома Echoes: The Best of Pink Floyd. Гилмор пожертвовал все вырученные средства благотворительным фондам, что отражало цели концерта Live 8, сказав:

« Хотя главной целью концерта было повысить сознательность и оказать давление на лидеров «большой восьмерки», я не получу прибыли от этого концерта. Эти деньги должны быть потрачены на спасение жизней. »

Группа сыграла всего четыре песни: «Breathe» («Дыхание») (впервые в истории группы к этой композиции была добавлена миниатюра «Breathe Reprise», в оригинале являющаяся концептуальной добавкой к композиции «Time»), «Money» («Деньги»), «Wish You Were Here» («Жаль, что тебя здесь нет») и «Comfortably Numb» («Приятное оцепенение»), при этом фонограммой были проиграны трек «Speak to Me», открывающий альбом «The Dark Side of the Moon», за которым на альбоме как раз следовал «Breathe», а также звон монет и звуки кассового аппарата из «Money» и фрагменты радиопередач из «Wish You Were Here».

После концерта Live 8 Pink Floyd было предложено 150 миллионов фунтов стерлингов за тур по США, но группа отклонила предложение. Позже Дэвид Гилмор признался, что дав согласие на выступление на Live 8, он не позволил истории группы закончиться на «фальшивой ноте».

« Была ещё одна причина. Во-первых, поддержать дело. Во-вторых, сложные, высасывающие силы, отношения между Роджером и мной, которые тяготят мое сердце. Поэтому мы и захотели выступить и оставить все проблемы позади. В-третьих, я бы сожалел, если бы отказался. »

Музыкальность

Жанры

Согласно Rolling Stone, «к 1967 году они развили явно психоделический звук, исполняя долгие, громкие композиции, которые затронули хард-рок, блюз, кантри, народную и электронную музыку». Выпущенная в 1968 году, песня «Careful with That Axe, Eugene» помогла гальванизировать их репутацию арт-рок-группы. Критики также описывают их как эйсид-рок-группу. К концу 1960-х пресса начала маркировать их музыку прогрессивным роком.

Гитарная работа Гилмора

Музыкальный критик Алан ди Перна похвалил гитарную работу Гилмора, как являющуюся составным элементом звучания Pink Floyd. Rolling Stone поставил его на 14 место в списке «100 величайших гитаристов всех времён» и ди Перна описал его как самого важного гитариста 1970-х, называя его «недостающим звеном между Хендриксом и Ван Халеном». В 2006 году Гилмор прокомментировал свою технику игры: «[Мои] пальцы делают отличительный звук … [они] не очень быстры, но я думаю, что я мгновенно узнаваем».

В 2006 году писатель Джимми Браун из Guitar World описал гитарный стиль Гилмора как «характеризующийся простыми, огромно звучащими рифами; бесстрашными, хорошо шагнувшими соло; и богатыми, окружающими связочными структурами». Согласно Брауну, соло Гилмора на «Money», «Time» и «Comfortably Numb», «прорубает соединение как лазерный луч через туман».

Шоу «Пинк Флойд»

Pink Floyd - berlin - the wall
Концерт The Wall в Берлине, поставленный Уотерсом в 1990 году, был воссозданием оригинальной постановки 1980—1981 годов при участии приглашенных музыкантов

«Пинк Флойд» известны, помимо прочего, своими невероятными представлениями, сочетающими визуальные эффекты и музыку, создавая шоу, в котором сами музыканты практически уходят на второй план. В ранний период творчества «Пинк Флойд» были практически первой группой, использующей специальную аппаратуру для светового шоу в своих представлениях — слайды и видеоклипы, проецируемые на большой круглый экран. Позже использовались лазеры, пиротехника, надувные шары и фигуры (наиболее заметной среди них является огромная надувная свинья, впервые появившаяся на обложке альбома «Animals»).

Наиболее масштабное представление на сцене было связано с альбомом The Wall, где несколько сессионных музыкантов играли первую песню в резиновых масках (показывая, что члены группы неизвестны как отдельные личности); далее в процессе первой части шоу рабочие постепенно выстраивали между публикой и группой огромную стену из картонных коробок, на которую затем проецировались мультфильмы Джеральда Скарфа, а под конец выступления стена рушилась.
Это шоу позже было воссоздано Уотерсом с помощью многих приглашённых музыкантов, включая Брайана Адамса, группу Scorpions и Вана Моррисона, в 1990 среди руин Берлинской стены. Одним из участников шоу был духовой оркестр ГСВГ (Группы советских войск в Германии). Концерт был издан под названием «The Wall Live in Berlin»
Начиная с 2010 года Уотерс отправился в несколько одноимённых туров, где альбом визуально был представлен в сольном стиле Уотерса, но аранжировочно повторил наработки Pink Floyd 1980-81 годов. Как и прежде, сподвижниками мастера стали такие давние помощники группы, как Марк Фишер, Сноуи Уайт, Джон Кэрин. В рамках европейского тура The Wall 2011 года Роджер Уотерс выступил и в России: 23 апреля в Москве и 25 апреля в Санкт-Петербурге. Сцена шоу The Wall на концерте в СКК в Санкт-Петербурге была самой длинной среди всех арен тура — 130 метров. Окончание тура The Wall произошло 8 июля 2011 года на арене ОАКА в Афинах.

Иллюстрации альбомов

Неотъемлемой частью творчества группы для фанатов являются иллюстрации альбомов. Обложки альбомов и конверты грампластинок придают эмоциональный импульс для восприятия музыки с помощью яркого и осмысленного визуального ряда. На протяжении всего творчества группы этот аспект был в первую очередь подкреплён талантом фотографа и дизайнера Сторма Торгерсона (Storm Thorgerson) и его студией Hipgnosis. Достаточно упомянуть знаменитые изображения человека, пожимающего руку своего горящего двойника (Wish You Were Here) и призму с проходящим через неё светом (The Dark Side of the Moon). Торгерсон был вовлечён в создание дизайна всех альбомов, кроме The Piper at the Gates of Dawn (фото для обложки которого сделал фотограф Вик Сайн (Vic Singh), а задняя часть обложки оформлена рисунком Сида Барретта), The Wall (для дизайна которого группа наняла Джеральда Скарфа) и The Final Cut (дизайн обложки создавал сам Уотерс, используя фотографию, сделанную его зятем Вилли Кристи).

Лирические темы

Отметив философскую лирику Уотерса, Rolling Stone описал Pink Floyd как «поставщиков отчетливого темного видения». Автор Джер О’Нил Сербер написал: «их интересы — правда и иллюзия, жизнь и смерть, время и пространство, причинность и шанс, сострадание и безразличие». Уотерс идентифицировал эмпатию как центральную тему в лирике Pink Floyd. Автор Джордж Рейш описал психоделический опус Meddle «Echoes», как «построенную вокруг центральной идеи подлинного общения, сочувствия и сотрудничества с другими».

Эксплуатация и притеснение

Автор Патрик Кроскери описал Animals как уникальную смесь «сильных звуков и наводящих на размышления тем» Dark Side с изображением артистического отчуждения The Wall. Он провел параллель между политическими темами альбома и тем из «Скотного двора» Оруэлла. Animals начинается с мысленного эксперимента, который спрашивает: «Если бы тебе было всё равно, что сталось со мной, и мне не было бы дела до тебя», тогда развивает животный эпос, основаныый на наделенных человеческими качествами персонажах, использующих музыку, чтобы отразить отдельные состояния каждого из них. Лирика в конечном счете рисует картину антиутопии, неизбежного результата мира, лишенного сочувствия и сострадания, отвечая на вопрос, изложенный в первых строках.

Персонажи альбома включают «Собак», представляя пылких капиталистов, «Свиней», символизируя политическую коррупцию и «Овец», которые представляются эксплуатируемыми. Кроскери описал «Овец», как являющихся в «состоянии заблуждения, созданного вводящей в заблуждение культурной идентичности», ложное сознание. Уотерс использовал Мэри Уайтхаус в качестве примера «Свиньи»; будучи кем-то, кто по его оценке, использует власть правительства, чтобы навязать свои ценности на общество. В заключении альбома Уотерс возвращается к сочувствию с лирическим заявлением: «Вы знаете, что я забочусь, что происходит с вами. И я знаю, что вы заботитесь обо мне также».

Отчуждение, война и безумие

О’Нил Сербер сравнил лирику «Brain Damage» из Dark Side с теорией самоотчуждения Карла Маркса; «в моей голове есть кто-то, но это не я». Отчуждение от других является постоянной темой в лирике Pink Floyd, а также ключевым элементом The Wall.

Признание и влияние

Pink Floyd photo

По часовой стрелке (от верхнего левого): Уотерс, Гилмор, Райт и Мэйсон

Pink Floyd являются одной из наиболее коммерчески успешных и влиятельных рок-групп всех времен. Они продали больше чем 250 миллионов записей во всем мире, включая 74.5 миллиона в Соединенных Штатах и 37.2 миллионов альбомов, проданных в США с 1991 года.

В 2004 году MSNBC поместил Pink Floyd на 8 строчку в их списке «10 лучших рок-групп всех времен». Rolling Stone поместил их на 51 строчку в их списке «100 величайших исполнителей всех времен». Q назвал Pink Floyd самой лучшей группой всех времен. VH1 поместил их на 18 место в списке «100 величайших исполнителей всех времен».

Pink Floyd получили несколько премий, включая Грэмми за «Лучший дизайн альбома, не классического» в 1980 году за The Wall и премию BAFTA за «Лучшую песню» в 1982 году за «Another Brick in the Wall (Part 2)» из фильма «Стена». В 1995 году они выиграли Грэмми за лучшее «инструментальное рок-исполнение» за «Marooned». Они были введены в Зал славы рок-н-ролла в 1996 году, Зал Славы британской музыки в 2005 году, а также хит-парад зал славы в 2010 году.

Музыка Pink Floyd повлияла на многих исполнителей: Дэвид Боуи называет Барретта существенным вдохновением, а Эдж (музыкант) из U2 купил свою первую педаль дилэя после слушания вводных аккордов гитары «Dogs» с Animals. Другие группы, которые цитируют Pink Floyd в качестве влияния, включают: Queen, Tool, Radiohead, Kraftwerk, Queensrÿche, Nine Inch Nails, The Orb и The Smashing Pumpkins.

Участники группы

(1965—1967)
  • Сид Барретт — гитара, вокал
  • Роджер Уотерс — бас-гитара, вокал
  • Ричард Райт — клавишные, вокал
  • Ник Мэйсон — ударные
(1967—1968)
  • Сид Барретт — гитара, вокал
  • Роджер Уотерс — бас-гитара, вокал
  • Ричард Райт — клавишные, вокал
  • Ник Мэйсон — ударные
  • Дэвид Гилмор — вокал, гитара
(1968—1981)
  • Роджер Уотерс — бас-гитара, вокал
  • Ричард Райт — клавишные, вокал
  • Ник Мэйсон — ударные
  • Дэвид Гилмор — вокал, гитара
(1981—1985)
  • Роджер Уотерс — бас-гитара, вокал
  • Ник Мэйсон — ударные
  • Дэвид Гилмор — вокал, гитара
(1985—1987)
  • Ник Мэйсон — ударные
  • Дэвид Гилмор — вокал, гитара
(1987—1996)
  • Ричард Райт — клавишные, вокал
  • Ник Мэйсон — ударные
  • Дэвид Гилмор — вокал, гитара
(2005)
  • Роджер Уотерс — бас-гитара, вокал
  • Ричард Райт — клавишные, вокал
  • Ник Мэйсон — ударные
  • Дэвид Гилмор — вокал, гитара

Временная шкала

 

pink floyd timeline

 

 

Дискография

Студийные альбомы
  • The Piper at the Gates of Dawn (1967)
  • A Saucerful of Secrets (1968)
  • Music from the Film More (1969)
  • Ummagumma (1969)
  • Atom Heart Mother (1970)
  • Meddle (1971)
  • Obscured by Clouds (1972)
  • The Dark Side of the Moon (1973)
  • Wish You Were Here (1975)
  • Animals (1977)
  • The Wall (1979)
  • The Final Cut (1983)
  • A Momentary Lapse of Reason (1987)
  • The Division Bell (1994)

Трибьют-группы

  • Brit Floyd («Британское Pink Floyd-трибьют-шоу»)
  • The Australian Pink Floyd Show («Австралийское Pink Floyd-трибьют-шоу»)

Интересные факты

  • В честь Pink Floyd был назван астероид — «19367 Pink Floyd», который был открыт 3 декабря 1997 года.
  • В романе Виктора Пелевина «Омон Ра» главный герой, Омон Кривомазов, обманывает своего друга, фаната «Пинк Флойд», которому предстоит скорая смерть, говоря, что слышал саундтрек к фильму «Забриски-пойнт». Друг умирает спокойно, а Омон, в честь него, называет «Забриски-пойнт» конечную точку его путешествия на Луну.
  • Первоначально альбом «A Momentary Lapse of Reason» должен был называться Signs of Life, но участники группы отказались от этого названия, так как оно не совсем подходило популярной группе с двадцатилетним стажем. Вместо этого название Signs of Life было присвоено первой инструментальной композиции на альбоме. Спустя 18 лет музыканты финской инди-рок-группы Poets of the Fall, большие почитатели творчества Pink Floyd, назвали свой дебютный альбом «Signs of Life».
  • Концертный альбом Pink Floyd «Delicate Sound of Thunder» стал первым рок-альбомом, прозвучавшим в космосе, так как советские космонавты взяли его на Союз ТМ-7. В честь этого факта в комплектацию юбилейного бокс-сета «Oh, By the Way» был включен постер с надписью «Still first in space» («Всё ещё первые в космосе»).
  • В 2013 году в честь группы был назван новый для науки вид ос-бетилид из Новой Зеландии: Cephalonomia pinkfloydi.

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.

adv