Slade (рок-группа)

Slade (читается Слэйд; первоначально Ambrose Slade) — британская рок-группа, одна из лидеров глэм-рока начала 1970-х.

История

Ранние годы

slade photoВ середине 60-х гг. в английском городе Уолверхэмптоне, впрочем, как и во всей Великобритании, царил рок-н-ролл. Вдохновленные стремительным взлетом группы «The Beatles», подростки без устали терзали гитары. В начале 1965 г. гитарист Дэйв Хилл и ударник Дон Пауэлл из группы «’N Betweens» познакомились с вокалистом Нодди Холдером из группы «Steve Brett And The Maverick» и предложили ему присоединиться к их коллективу. Однако объединение произошло лишь в 1966 г. К этому времени другие участники «’N Betweens» по разным причинам ушли из группы, зато появился новый бас-гитарист — Джим Ли. Он имел начальное музыкальное образование, некоторое время обучался игре на скрипке и фортепиано, и даже участвовал в школьном симфоническом оркестре.

Репертуар «’N Betweens» включал популярные песни тех лет, причем в исполнении группы они звучали намного интереснее, чем в оригинале. Особенно обращал на себя внимание вокал Холдера. Коллектив вскоре заметили, и в августе 1966 г. вышел его дебютный сингл. Пластинка неплохо раскупалась, однако следующая студийная работа появилась лишь в 1969 г. На одной стороне записанного на фирме «Fontana» сингла находилась версия известной песни, а на другой — инструментальная композиция, которую сочинили сами участники группы. Услышав её, президент фирмы предложил коллективу записать альбом. Он настоял, чтобы в пластинку вошло как можно больше собственных композиций «’N Betweens», и посоветовал сменить название группы. Теперь она стала именоваться «Ambrose Slade». Диск «Beginnings» появился в мае 1969 г. Примерно в то же время выступление «Ambrose Slade» увидел Чес Чендлер (Chas Chandler), бывший музыкант группы «Animals», а впоследствии известный продюсер. Чендлеру коллектив понравился, и он взялся опекать группу.

Первым делом название было сокращено до «Slade», а после окончания контракта с «Fontana» Чендлер добился сотрудничества с фирмой «Polydor». Сначала вышел сингл «Know Who You Are», а за ним — альбом «Play It Loud». Пластинка, за исключением трех композиций, состояла из собственного материала, в котором была заложена основа будущего стиля группы.

Пик популярности (1971 — 1976 гг.)

slade photoМедленно, но верно «Slade» завоевывали признание слушателей. Вначале их собственная версия композиции Бобби Марчена «Get Down And Get With It» заняла шестнадцатое место в британских списках популярности, а вскоре песня «Coz I Luv You» поднялась на первую ступеньку хит-парада и оставалась на этой позиции в течение целого месяца. Для Великобритании, где в 1971 г. творили «The Rolling Stones», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Pink Floyd» и другие выдающиеся музыканты, подобный показатель не мог быть случайным. Подтвердил успех нового коллектива сингл «Look Wot You Dun»: в январе 1972 г. он достиг четвёртой позиции в списках популярности.

Однако записи «Slade» не передавали атмосферы их концертов. Выступления группы становились незабываемым зрелищем для публики. Гитарист Дейв Хилл выходил на сцену в золотистом плаще и блестящих брюках, заправленных в сапоги (тоже золотые) на огромной платформе; голову украшала широкополая блестящая шляпа. Вокалист Нодди Холдер скакал по сцене в клетчатых брюках с подтяжками; другие детали его одежды пестрили абсолютно несовместимыми красками; на голове красовался цилиндр с велосипедными отражателями. Бас-гитарист был облачен в костюм из красной кожи, а над ударной установкой возвышался обнаженный торс барабанщика. С потолка на сцену сыпались конфетти и летели спирали серпантина. Но не только за счет внешних эффектов «Slade» имели успех у публики. Группа с ураганным напором играла довольно прямолинейную музыку, которая по громкости звучания превосходила все британские рок-коллективы тех лет. Однако мелодии песен легко запоминались, а аранжировки, несмотря на простоту, отличались оригинальностью. И конечно, немалую роль в популярности коллектива сыграл феноменальный фальцет Холдера.

Возможно, именно желание приобщить к своим выступлениям как можно больше слушателей заставило музыкантов выпустить концертный альбом, на котором запечатлено редкостное единение группы и зала. Альбом «Slade Alive!» поднялся в хит-параде на второе место, а всего продержался в списках популярности целый год. В июле 1972 г. первое место в хит-параде заняла композиция «Take Me Bak ‘Ome», в сентябре песня «Mama Weer All Crazee Now» три недели была на первой ступеньке. Даже сами музыканты признавались, что столь быстрого роста популярности они не ожидали.

Завоевав симпатии британской публики, «Slade» отправились в концертное турне по США; в результате в американские списки популярности пробились композиция «Take Me Bak ‘Ome» и концертный альбом. Однако на родине успехи были все же более впечатляющими: на второе место хит-парада попала песня с нового сингла «Gudbuy T’Jane». В конце 1972 г. увидел свет альбом «Slayed?», включавший уже известные песни «Gudbuy T’ Jane» и «Mama Weer All Crazee Now» и полные драматического накала композиции «Look At Last Nite», «Gudbuy Gudbuy» и «I Don’t Mind». В диск вошла и песня «Move Over» из репертуара Дженис Джоплин (Janis Joplin); исполняя её, Холдер продемонстрировал широкие вокальные возможности и сумел «перепеть» эту уникальную певицу.

Первая половина 1973 г. оказалась для «Slade» удачной. 7 января они вместе с другими знаменитыми музыкантами выступили в престижном лондонском зале «Palladium». Весной песня «Cum On Feel The Noize» четыре недели находилась на вершине британского хит-парада, после чего «Slade» были названы «лучшей концертной группой» и «самой успешной хит-сингловой группой после «The Beatles». В июне хит-парад возглавила композиция «Skweeze Me, Pleeze Me», в сентябре «My Friend Stan» поднялась на второе место.

Но череду удач сменила чёрная полоса. Пауэлл попал в автокатастрофу и лечился несколько месяцев. Группа ждала выздоровления своего ударника для записи нового диска. Пока же было решено выпустить сборник лучших вещей, и в октябре 1973 г. в продаже появилась пластинка «Sladest». Она включала четырнадцать композиций, большинство из которых до этого издавались только на синглах. Сборник занял первую позицию в хит-параде. А вскоре вышел сингл «Merry Xmas Everybody». Уже в первый день было продано 250 тыс. экземпляров. Пластинка продержалась на первом месте пять недель и затем неоднократно возвращалась в списки популярности в канун рождественских праздников.

Наконец в строй вернулся Пауэлл, и группа приступила к работе над альбомом «Old, New, Borrowed And Blue». Он был выпущен в марте 1974 г. и сразу занял первое место в британском хит-параде, что для альбомов «Slade» становилось доброй традицией. Музыкальный материал, представленный на этом диске, можно назвать мощным и ровным; выделяются великолепная медленная композиция «Everyday» и фортепьянная «Find Yourself A Rainbow». В конце того же года вышел фильм «Slade In Flame», в котором музыканты сыграли самих себя. Никакой изюминки в фильме не было, поэтому одноименная пластинка с песнями из него пользовалась куда большим успехом, чем сама картина. Композиция «Far Far Away» поднялась на вторую ступеньку хит-парада.

Следующий альбом, «Nobody’s Fools» появился лишь в 1976 г. и занял более скромное, четырнадцатое место, хотя большинство музыкальных критиков и поклонников считают его лучшим за всю историю группы.

Спад популярности (1977 — 1979 гг.)

В конце 70-х массовый интерес к хард-року начал стремительно падать, публика была увлечена панк-революцией, что и сказалось на распределениях мест в хит-парадах. «Slade» попытались найти свою аудиторию по другую сторону Атлантики. Впоследствии сами музыканты признавали, что их продолжительное, почти годичное отсутствие на родине было ошибкой и привело к потере поклонников в Великобритании. И очередной альбом с пророческим названием «Whatever Happened To Slade?» не попал в списки популярности.

Но жизнь группы продолжалась: проходили концерты, выпускались альбомы. Однако высшее достижение этого периода — сингл с версией классического хита Элвиса Пресли «My Baby Left Me» занял лишь тридцать второе место в хит-параде. А концертный альбом «Slade Alive, Vol. 2» в списки популярности не попал.

29 ноября 1978 г. на лондонском стадионе «Уэмбли» в рамках проходившего Great British Music Festival «Slade» выступали в качестве почетных гостей. Публика встречала недавних фаворитов с большим подъемом. Однако вскоре коллектив покинул Джим Ли. Он создал со своим братом группу «The Dummies», которая быстро распалась, но все же успела выпустить сингл с двумя песнями. После неудачи Ли вернулся в «Slade». В конце 1979 г. вышел альбом «Return To Base». Пластинка осталась, в общем незамеченной.

Возвращение

slade photoТем временем мода на панк прошла, и судьба, похоже, решила вознаградить тех, кто сохранил приверженность року. Летом 1980 г. «Slade» по инициативе Оззи Озборна пригласили на крупный фестиваль «тяжелой» музыки в город Рединг. Группа выступила успешно, и публика приняла её с необыкновенным воодушевлением. С этого момента дела пошли в гору. Сразу после этого фирма «Polydor» выпустила сборник лучших композиций «Slade Smashes», занявший двадцать первое место. В 1981 г. песня «We’ll Bring The House Down» поднялась на десятое место в национальном хит-параде. Одноименный альбом, появившийся в том же году, достиг двадцать пятого места. Нужно отметить, что в начале 80-х музыка группы стала существенно «тяжелее» и мощнее.

В августе 1981 на Международном фестивале «Монстры рока», проходившем в Донингтоне, «Slade» дали, по собственному признанию музыкантов, один из лучших концертов. Публика тоже оценила это выступление. Ещё два сингла «Slade» попали в хит-парад (шестидесятое и двадцать девятое места), а вышедший к концу года альбом «’Till Deaf Do Us Part» занял шестидесят восьмую позицию. Времена безоговорочного триумфа остались в прошлом, но группа была востребована, и главное — работала качественно и талантливо. В 1982 г. увидел свет концертный альбом «Slade On Stage», который поднялся на двадцатое место в списках популярности.

В 1983 г. группа выпустила альбом «The Amazing Kamikaze Syndrome». Пластинку восприняли в Англии с интересом (сорок девятое место в списке популярности); песня «My Oh My», как в лучшие времена, поднялась на второе место хит-парада, а композиция «Run Run Away» — на седьмое.

Два следующих альбома — «Rogues Gallery» и «You Boyz Make Big Noize» — заняли соответственно скромные шестидесятое и девяносто восьмое места. Ещё десять синглов, выпущенные с 1984 по 1988 гг. попали в списки популярности. В конце 80-х гг. «Slade» больше работали не на концертных площадках, а в студии.

Уход Нодди Холдера и Джима Ли

В 1991 г. после выхода сборника «Wall Of Hits» с двумя новыми песнями «Universe» и «Radio Wall Of Sound», группу покинули Нодди Холдер и Джим Ли. Первый занялся рекламным делом, начал вести программы на британском радио и телевидении, второй (по информации в печати) стал… врачом-психиатром.

В 1994 г. основатели группы Дейв Хилл и Дон Пауэлл, возродили «Slade» и даже записали альбом «Keep On Rocking». Однако без Нодди Холдера и Джима Ли проект вряд ли заслуживает внимания, и выступления в России в 2000 и 2002 гг. лишь потвердили это. Альбомы же оригинального состава «Slade» до сих пор неплохо продаются, а музыка звучит весьма современно.

Состав

Текущий состав

  • Дейв Хилл — гитара, вокал, бас-гитара (1969—наши дни)
  • Дон Пауэл — ударные (1969—наши дни)
  • Джон Берри — бас-гитара, вокал, скрипка (2003—наши дни)
  • Мэл МакКналти — вокал, гитара (2005—наши дни)

Бывшие участники

  • Нодди Холдер — вокал, гитара, бас-гитара (1969—1992)
  • Джим Ли — бас-гитара, вокал, клавишные, скрипка, гитара (1969—1992)
  • Стив Вэйли — вокал, гитара (1992—2005)
  • Стив Макин — гитара (1992—1996)
  • Крейг Финней — бас-гитара (1992—1994)
  • Тревор Холлидэй — бас-гитара (1994—2000)
  • Дэйв Гловер — бас-гитара (2000—2003)

Избранная дискография

  • 1969 Beginnings (под названием Ambrose Slade)
  • 1970 Play It Loud
  • 1972 Slade Alive!
  • 1972 Slayed?
  • 1973 Sladest
  • 1974 Old, New, Borrowed and Blue
  • 1974 Slade in Flame
  • 1976 Nobody’s Fools
  • 1977 Whatever Happened to Slade?
  • 1978 Slade Alive, Vol. 2
  • 1979 Return To Base
  • 1981 We’ll Bring The House Down
  • 1981(ноябрь) Til Deaf Do Us Part
  • 1982 Slade On Stage
  • 1983 The Amazing Kamikaze Syndrome
  • 1985 Rogues Gallery
  • 1985 Crackers — The Slade Christmas Party Album
  • 1987 You Boyz Make Big Noize
  • 1994 Keep on Rockin (под названием Slade II)
  • 1999 Wild Nites
  • 2001 Superyob
  • 2002 Cum On Let’s Party!

Leave a comment

You must be logged in to post a comment.

adv